Семисвечник

Значимый символ и иудаизма, и христианства — семисвечник, или менора — имеет в этих религиях иощрённое объяснение. Это скорее загадка, эдакая эйнштейнова теория, для считывания которой нужно прибегать к серьёзному мысленному усилию, фантазии. И это удивительно, учитывая роль семисвечника, как знака в христианских и иудейском культах. Если попробовать взглянуть на этот символ в контексте этих учений глубже, ответов не найдётся вовсе. Почему этот символ — подсвечник, а не просто знак, фигура, вроде креста, треугольника с глазом, шестиконечной звезды? Почему подсвечник именно в семь (или в девять) рожков, а не в три, число не менее магическое, или десять, или двенадцать?

Случается, некие истины являются столь очевидными для всех, что их суть не раскрывается вслух уже, так как они однозначно понимаемы теми, кто знаком с контекстом. В какой-то момент же может случиться так, что в годы лихолетий, когда количество носителей знания резко сокращается или просто, эволюционно, со сменой нескольких поколений, эта не проговариваемая вслух суть, но подразумеваемая всеми, вдруг теряется, оставляет людей лишь с половиной формулы, половиной ключа, и замка ею уже не отпереть.

Это похоже на русские пословицы, многие из которых имели продолжение, настолько привычное, что сначала оно естественно подразумевалось, но потом вдруг в какой-то момент оказалось утраченным. Сделав из ларчика с ценной мудростью просто красивую коробочку, к внутренностям которой уже не подступиться.

И вот эти строки из Библии кажутся какой-то загадочной нумерологией: «так говорит Имеющий семь духов Божиих» Откр. 4.1 и «и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» откр. 4.5.

Творец в традиции  почитания Мудрости это добро, благо, свет. Свет нескольких лучей:
— Мудрость;
— Благой Помысел: Доброжелательность, Добрая Мысль;
— Истина, Порядок, Закон Порядка;
— Воля, Власть добродетельная;
— Благочестие: Скромность и Щедрость;
— Целостность: физическая и духовная;
— Бессмертие.
Творец Мира это свет этих лучей, этих духов, «Бессмертных Святых». Их перечисление проходит Послание насквозь, повторяясь бессчётное число раз, с вариациями в названиях, лишь полнее отражающих их суть, и, в некоторых стихах, с добавлением ещё двух составляющих: Души сотворённого Творцом Мира и его сына. И при всех этих перечислениях нигде не подчёркивается, что этих лучей именно семь (девять), потому что здесь не количество первично, первична не форма, а содержание, первично что это, а не сколько этого.

Согласны ли, что иудейская менора и православный семисвечник по-иному смотрятся в свете этой традиции?

Поделиться