Свободная воля человека и предопределённость его судьбы

Парадокс сочетания свободной воли человека и предопределённости его судьбы в традиции почитания Мудрости не стоит. Человек в своих поступках имеет полную свободу воли. Однако, выбирая свободно в каждом своём поступке сторону добра либо зла, человек предопределяет свою дальнейшую судьбу: расплата за выбор стороны зла неизбежна. Здесь верно и обратное: трудный или лёгкий жизненный путь кого-либо является прямым следствием его предшествующих поступков. Этот принцип универсален, поэтому даже в гонениях, которые испытывал зороастризм, как учение, нужно видеть не противоречие, а закономерность. И нашествие Александра Македонского, и массовое распространение ислама, серьёзно ударившие по культу, являются следствиями проблем самого культа, проявившихся к IV и VII векам соответственно. Здесь ещё одно подтверждение того, что культ и вера, культ и моральный концепт, лежащий в основе культа, явления не просто разные, но разные принципиально. Это явления, которые могут входить в серьёзное противоречие друг с другом, даже уничтожать друг друга, морально или физически.

В соответствии с концепцией механистичности последствий, выходит, что и любые исторические потрясения имеют свои однозначные причины. И гибель Российской империи в 1917, и гибель Советского Союза в 1991 являются не частными сбоями сложившегося порядка или некими историческими недоразумениями, но логичным следствием предопределивших это следствие причин. Здесь философия зороастризма оказывается вполне материалистической. Страдания определённых групп людей в ходе этих исторических катаклизмов являются, как это грубо не прозвучало бы, предопределённым предшествующим поведением большинства членов этих групп.

Здесь возникает другое интересное понятие, понятие коллективной ответственности.

В зороастризме существует феномен, обозначаемый авестийской калькой «Митра». На русский это слово переводится как Согласие или Договор. Это один из так называемых «язатов», то есть нечто (сила/дух/явление), достойное почитания человека.

Интересно, что в начале первого тысячелетия значимость этого явления для людей была настолько высокой, что почитание Митры выделилось в отдельный культ, который в Европе того времени неплохо соперничал по популярности с набиравшим тогда силу христианством, и, как культ более ранний, не мог не повлиять на него. В одном только Риме до объявления христианства госрелигией, было несколько сотен храмов Митры. На фото — центральный сюжет митраизма, заклание быка. Сначала из храмов Митры, затем — с православных икон.

В Послании выводится следующее противопоставление: Мудрость (Творец) — Владыка Бытия, в то время как Согласие — это Царь стран.

Что заставляет нас воспринимать государственную власть как власть? Почему мы исполняем законы, принимаемые госдумой, почему мы считаем президента президентом? Ведь по сути дела, это чистой воды условности, и 1917, и 1990-1991 годы нам показывают, что эти условности относительно легко переворачиваются с ног на голову, в моменты, когда люди хорошо осознают их условность. По сути, любая власть держится не столько силой закона, сколько общественным договором, тем самым Согласием. Согласие — это мир дореволюционной деревни, это партнёры по стартапу или коллектив предприятия, это социальный класс рабочих или буржуазии. Самый наглядный пример авестийского Согласия — семья муравьёв или пчёл, действующих как единый организм.

Кто-то не единожды пытался провести параллель между христианством и коммунизмом. Но если и искать культ, близкий по духу коммунизму, то это будет, конечно, митраизм, культ Согласия, культ сообщества, культ коллектива.

Эпитеты явления Согласия/Митры в тексте Авесты — тысячеухий, десятитысячеглазый. Коллектив прозорливее, умнее, чутче, дальновиднее, чем отдельный индивид. Коллектив идёт дальше и делает больше, чем один человек. Однако и ответственность за действия членов коллектива делится между всеми его участниками.

Поэтому предопределены последствия не только персональных решений, решений, принимаемых отдельным человеком. Предопределены и неотвратимы последствия решений, принимаемых коллективом, в который человек входит. Это касается как крупных сообществ, вроде социальных классов, так и самого мелкого сообщества — семьи. Коллективная ответственность членов семьи, иррационально-метафизическая ответственность членов семьи друг за друга, в Послании находит своё механистическое, рациональное объяснение.

Принимая решения в своей жизни, быть ли на стороне добра или зла, человек не только несёт далее персональную ответственность, но и делится этой ответственностью со всеми членами своего мира. Выбор родителями стороны зла неизбежно скажется на детях, как существах от родителей полностью зависимых, как людей одного мира с родителями, одного Согласия. Выбор стороны зла не только ведёт к неизбежной расплате за этот выбор того, кто этот выбор совершил, последствия и для членов его мира неизбежны, и, в первую очередь для зависимых членов семьи, детей. Кроме метафизики: последствия бытовые, социальные, психологические, физиологические.

В этом, по зороастризму, абсолют Порядка, созданного Творцом: только последовательно, в каждом своём решении, выбирая сторону добра, человек как сам остаётся свободным, приобщаясь к добродетелям, эманациям Творца, так и освобождает от зла свой ближайший окружающий мир, распространяя добродетели на своё блиджайшее окружение, шаг за шагом деятельно преобразовывая этот мир, приводя его к Высшему Порядку.

Поделиться