Почитание: Гимн Блаженства. Глава 46. Пророческий путь Пророка и обращение царя Виштаспы

Стих 1

К какой земле я припаду? Куда мне пойти склониться?

Изгоняют (меня) из семьи и народа.

Не благосклонна ко мне община, которой я следую,

Ни правители страны, которые лживы.

Как мне добиться твоей благослонности, о Мудрость Владыка бытия?

 

КОММЕНТАРИЙ: Глава «Пророческий путь Пророка и обращение царя Виштаспы» начинается с жалобы пророка на неприятие его проповеди его соплеменниками. Встретив враждебность с их стороны, Пророк Заратуштра был вынужден оставить родные края и странствовать. Согласно комментариям Денкарда, когда пророка постигла неудача, Владыка бытия Мудрость наставлял его: «Не отступайся в неудовлетворенности от этих обрядов и почитания, о Заратуштра, из-за любви к нам, когда не удовлетворяют тебя ни твоя родня, ни твои соплеменники, ни твои общинники, ни злой тиран — теми, кто почитает бесов. И как бы ты ни был далеко от нас, даже тогда не отстраняйся от наших дел, а также когда дела мирского бытия не будут складываться для тебя удачно, даже тогда почитай нас и поклоняйся» (ДК 9.39.1-2)

 

Стих 2

Я ведаю то, почему я, о Мудрость, бессилен:

Из-за малости скота и потому что у меня мало мужей.

Я вопию к Тебе, увидь это, Владыка бытия,

Оказав поддержку, что друг дал бы другу!

Узри почитание Благого Помысла с Порядком!

 

КОММЕНТАРИЙ: Став изгнанником, Пророк Заратуштра претерпел множество бед. Он не обладал богатством, не обладал множеством последователей и в таком положении не мог привлечь к своей проповеди людей, привыкших следовать силе и богатству. Но он знал, что истинная поддержка исходит от Владыки бытия Мудрости, и поэтому он усилил свое почитание с тем, чтобы Господь оказал поддержку своему пророку как истинный Друг.

 

Стих 3

Когда, о Мудрость, те быки дней

Выдвинутся для поддержания бытия Порядка

Со зрелыми изречениями – умы спасителей?

К кому на помощь придет он с Благим Помыслом?

Себе я выбираю Тебя для руководства, о Владыка!

 

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих говорит о том, что произойдет в грядущие дни: Спасители, зрелые и благодетельные благодаря возвещению и воплощению разума (сравниваемому здесь со светлым быком – образом ясности и могущества, везущим повозку Порядка), побуждающие молодых тянуться к Праведности, с помощью совершенной мудрости улучшат мир Праведности и произведут бедствие для лжи. (ДК 9.39.6). На приход этих дней уповает Пророк Заратуштра, когда всё телесное существование избавится от бед и несчастий, потому что на помощь к нему придет Спаситель от Благого Помысла Владыки бытия Мудрости. Поэтому следуя за Пророком Заратуштрой, все существа должны предаться Владыке бытия Мудрости и избрать Его своим единственным водителем.

 

Стих 4

А лживый удерживал тех тягловых

Быков Порядка от выдвижения, области и страны

Будучи дурным взывателем, своими деяниями отвратительным.

Тот, кто его лишит власти или жизни,

Выпустит тех быков на пути доброго сознания.

 

КОММЕНТАРИЙ: Лживые, противящиеся проповеди Пророка Заратуштры, тормозят развитие мира и утверждение праведности в нём. Их взывания направлены к бесам, а не Владыке бытия Мудрости, их деяния отвратительны. Чтобы благое учение Пророка Заратуштры распространялось в мире, они должны быть лишены власти или уничтожены.

 

Стих 5

Властвующий и распоряжающийся, который будет принимать пришедшего,

Согласно соглашению или договорам, благородный,

Живущий по справедливости, праведный, который лживого

Распознает, пусть объявит о том семье,

Ради сохранения (ее) пусть, о Мудрость Владыка бытия, он прольет его кровь.

 

КОММЕНТАРИЙ: Если человек праведен и благороден, живёт в согласии со справедливостью (Рашну), обладает богатством и силой, то согласно договорам или дружественной приязни он стремится к щедрости и гостеприимству, удовлетворяя просьбы приходящих к нему просителей и проповедников. Однако он должен различать среди просителей тех, кто лжив, чьи желания направлены во зло. К такому человеку не стоит проявлять милость, его лживость должна быть вскрыта перед сородичами, а сам он должен быть предан казни.

 

Стих 6

А муж способный, который не придет к нему,

Он попадет в путы сети лжи.

Ибо тот лжив, кто к лживому больше всех добр,

Тот праведен, кому праведный друг –

Как создал Ты изначальные внутренние взоры, о Владыка.

 

КОММЕНТАРИЙ: Тот человек, кто будет верен не праведному владыке, а лживому человеку, не избежит пленения в аду. Когда Владыка бытия Мудрость наделил людей их внутренним взором, т.е. способностью прозревать свой путь и свой выбор, Он дал людям две возможности выбора: либо избрать Праведность и быть друзьями праведных, либо избрать Ложь и полюбить лживых. Третьего выбора нам не дано, принимая одну из сторон, мы отрекаемся от другой.

 

Стих 7

Кого же, о Мудрость, подобному мне Ты назначишь в защитники,

Когда лживый вознамерится причинить мне вред,

(Кого) иного, кроме твоего Огня и Помысла,

Чьими деяниями напитался Порядок?

Это чудесное искусство мне ради внутреннего взора провозгласи!

 

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих – знаменитая молитва «Кем-на Мазда», о защите, читаемая всеми последователями Пророка Заратуштры перед повязыванием пояса-кошти.

 

Пророк Заратуштра говорит о том, что нет у него иного защитника, посылаемого от Владыки бытия Мудрости в этом мире, кроме воплощающего Порядок Огня и Благого Помысла. Именно свет Огня и совершенное и искусное обладание Благим Помыслом является тем светильником, что озоряет путь человеку к праведности по его внутреннему взору — совести.

 

Стих 8

Тот, кто обретает мои живые творения ради причинения вреда,

Пусть несчастье от его деяний не достигнет меня,

Пусть оно пойдет обратно с той враждой

На тело, что защитит его от благой жизни,

Но не от дурной – с какой бы ни было враждой.

 

КОММЕНТАРИЙ: Лживый, который ввергает мой мир в то, что злодетельный ахриман создал как верховенство, является бесом, что наносит ущерб самому себе. (ДК 9.39.14) Вражда лживых по отношению к праведным обратится на них самих, предавшихся дурной жизни.

 

Стих 9

Кто тот искренний, кто первый мне укажет,

Как нам придать силы Тебе, Быстрейшему,

Святому в деянии Владыке Праведному?

(То), что (принадлежит) Тебе, что согласно Порядку ради Порядка Творец Вселенной изрекает,

Устремляется ко мне. Это (принадлежит) Тебе с Благим Помыслом!

 

КОММЕНТАРИЙ: Пророк Заратуштра жаждет, чтобы мощь Владыки бытия Мудрости проявилась в мире, чтобы Он сотворил своим могуществом Преображение бытия. Это деяние Господа, совершаемое согласно Порядку и ради утверждения и победы Порядка, дарующее почитателю полноту бытия и множество благ, как провозгласил Творец Вселенной – всё это исходит от Владыки бытия Мудрости.

 

Стих 10

Муж или жена, о Мудрость Владыка бытия, которые мне

Дадут (то) от бытия, что Ты знаешь как наилучшее:

Награду Порядку, Власть с Благим Помыслом,

И с которыми я последую к гимну, (восхваляющему) подобных вам,

Со всеми ими я перейду Мост Подсчитывающего [Чинват].

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь говорится о единстве всех внутренне видящих, и мужчин и женщин, которые преданы Пророку Заратуштре и его учению, которые воплощают в мире Власть Владыки бытия Мудрости и полны Благого Помысла, которые восхваляют Бессмертных Святых – они во главе с Пророком Заратуштрой пересекут Мост, ведущий в Наилучшее Бытия, Калинов Мост Чинват, подсчитывающий деяния людей и недоступный для грешников.

 

Стих 11

Своей властью колдуны и цари впрягли

В злые деяния смертного, чтобы губить бытие,

У которых их собственная душа и совесть вызовет гнев,

Когда они придут (туда), где (находится) Мост Подсчитывающего.

На весь век они гости в доме лжи!

 

КОММЕНТАРИЙ: Причиняют вред своей властью те, кто суть колдуны и цари, самые дурные правители в стране, которые своими злодейскими делами разрушают существование человечества своими высказываниями, а также уничтожают свои души. Они уничтожают телесное бытие, который из-за их обмана люди полюбили больше, чем Праведность. (ДК 9.39.19) Когда они придут к Калинову Мосту Чинват, перед ними предстанет их совесть в образе безобразнейшей девы, вызывающей отвращение. Тогда они поплатятся за свои злодеяния и сверзнутся с Калинова Моста Чинват в дом лжи, то есть ад.

 

Стих 12

Когда появятся они [праведники] среди правнуков и внуков,

Называемых (потомством) туранца Фрияны,

Ты приведешь к процветанию живые творения усердием Благочестия.

И их соединил с Благим Помыслом

Мудрость Владыка бытия ради поддержки им, чтобы возвещать (внутреннее видение).

 

КОММЕНТАРИЙ: О восхвалении семьи Фрьянаков говорится так: «Праведность проявляется, о Спитаман, потомством Турана, благодаря совершенной мудрости они приводят к процветанию мир праведности и производят бедствие для лжи, также они мыслят о мире с Благим Помыслом, о Зарашутра, и ты принесешь им милость, исходящую от нас, Бессмертных Святых» (ДК 9.39.20). Фрьяна и его род были особенно близки Пророку. Его представители одними из первых оказали поддержку Пророку Заратуштре и из этого рода вышло много его учеников, например, Явишта, победивший колдуна Ахти.

 

Стих 13

Кто Спитаму Заратуштру с щедростью

Среди смертных удовлетворил, тот муж достоин прославиться.

И ему Мудрость Владыка бытия дает бытие,

Для него Он приводит к процветанию живые творения Благим Помыслом.

Его мы считаем вашим с Порядком благим спутником.

 

КОММЕНТАРИЙ: Согласно комментарию Денкарда Бессмертные Святые сказали Пророку Заратуштре: «Та щедрость, что проявляется по отношению к тебе, есть щедрость по отношению к нам, Бессмертным Святым. Тот, кто проявляет щедрость к тебе, проявляет её к нам» (ДК 9.39.21) После долгих лет скитаний Пророк Заратуштра обрёл такого покровителя, принявшего внутреннее видение Владыки бытия Мудрости и поддержавшего Пророка. Это был царь Виштаспа. Царь Виштаспа проявил к тебе милость среди сущих щедрым даром. Виштаспа, который приходит к тебе на помощь в беде благодаря царствованию Благого Помысла, привел к процветанию мир Праведности. Ты должен думать о нем, о Заратуштра, как об искреннем друге. (ДК 9.39.22)

 

Стих 14

Заратуштра, какой праведник тебе союзник

По великому подвигу? Или кто прославиться желает?

Это Царь Виштаспа на Суде!

О ком Ты, о Мудрость Владыка бытия, заботишься с своем Доме,

Тех я призываю речами Благого Помысла.

 

КОММЕНТАРИЙ: Таков Царь Виштаспа, деятельный, который когда он восхваляет внутреннее видение, привлекает соотечественников и обращает их, то есть, он подводит их к Почитанию. (ДК 9.39.22) Такой человек воистину достоин прославиться в веках и обрести благую награду на конечном суде и обрести пристанище в высшей обители Владыки бытия Мудрости. Он непревзойденный образец для подражания всем властителям мира в поддержке Почитания и праведности.

 

Стих 15

Хаэчатсапы! Спитамы! Я скажу вам (то),

Как вы сможете различить исполняющих законы и не исполняющих.

Вы для себя Порядок обретете теми деяниями,

Что в согласии с первыми законами Владыки.

 

КОММЕНТАРИЙ: Пророк Заратуштра обращается ко всем своим родственникам с целью привлечения их к Почитанию по завету Владыки бытия Мудрости: «Ты должен сказать Спитамам так: «Восхваляйте Праведность с великим почтением к ней в уме. Законное и незаконное должно вами различаться. За эти деяния праведности вам будет дана награда, которую обильно даст Владыка бытия Мудрость»». (ДК 9.39.23)

 

Стих 16

Туда с искренними иди ты, о Фрашаоштра

Хвогва, с теми, кому мы оба желаем быть в Блаженстве,

Где Скромная Щедрость — Благочестие следует с Порядком,

Где Власть в ритуальной мощи Благого Помысла,

Где обитает в возрастании Мудрость Владыка бытия.

 

КОММЕНТАРИЙ: Фрашаоштра из рода Хвогва, приближенный Виштаспы и верный последователь Заратуштры, призывается пророком проследовать вместе со всеми последователями Пророка туда, где, как поясняет комментарий Денкарда, находятся четыре чуда, созданные Владыкой бытия Мудростью в телесном мире:

О месте четырех чудес, созданных Владыкой бытия Мудростью, в этом мире: там, где царствование Благого Помысла; там, где гостеприимство Владыки бытия Мудрости; там, где Почитание сочетается с совершенным благочестием; и там, где находятся души искренних. (ДК 9.39.24)

 

Стих 17

(Туда), где я возвещу вам в стихах,

Но не в нестихах, о Джамаспа Хвогва,

Вместе с тем вашим Послушанием гимны щедрости.

Кто различит исполняющего закон и не исполняющего,

С умелым советником – Порядком – (это) Мудрость Владыка бытия.

 

КОММЕНТАРИЙ: Заратуштра обращается к брату Фрашаоштры Джамаспе, мудрому советнику Виштаспы, чье послушание заветам Ахура Мазды беспримерно, воспеть величественные стихи, восхваляющие Владыку бытия Мудрость и Его щедрость творениям. Именно Владыка бытия Мудрость сотворит Суд, на котором исполнявший законы Владыки бытия Мудрости будет отделен от неисполнявшего, что будет изобличено Порядком. Подобным образом изобличать неправедных должен и земной правитель благодаря своему мудрому советнику.

 

Стих 18

Тот, кто мне (посвятит свою) жизнь, тому наилучшее – даже (свою) плоть —

От своей ритаульной мощи я Благим Помыслом завещал,

(Но) страдания — тому, кто нас ввергает в страдания,

(Завещал), стремясь удовлетворить вашу волю.

Таково решение моего разума и помысла.

 

КОММЕНТАРИЙ: Владыка бытия Мудрсоть сказал: «Тому, кто мысленно предает себя тебе в ученики, ты должен наделить наилучшим из того, чем ты наделяешь себя самого. Ты должен дать богатство тому, кто даст богатство тебе, ибо тогда душа твоя будет совершенна, о праведный Заратуштра». (ДК 9.39.26). Но тот, кто злобится на пророчество Пророка Заратуштры и процветание праведности, заслуживает страдания и смерти.

В последней строке пророк отвечает на призыв Владыки бытия Мудрости: «Ты должен выбрать это моё Почитание своим разумом и помыслом» (ДК 9.39.27) – поскольку имено в этом предании себя праведным людям заключается Внутреннее Видение Владыки бытия Мудрости.

 

Стих 19

Тот, кто будет совершать истину в соответствии с Порядком ради меня,

Пророка Заратуштры, то, что в согласии с Волей наиболее Преображающее,

Тому, заслужившему Надбытие как вознаграждение,

(Достанутся) бык и корова вместе со всем обретаемым помыслом.

Ты же, о Мудрость, явился мне как высший обладатель (всего) этого.       

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь говорится о Преображении бытия и конечном благом воздаянии.

Тому, кто будет действовать согласно истине – т.е. тот, кто будет, воплощая волю Владыки бытия Мудрости, приближать своими деяниями Преображение — и благодаря ей, за творимое им благодеяния будет благая награда. (ДК 9.39.28)

 

Бык и корова символизируют вечную жизнь, полную благ и счастья: Каждый, кто стремится к добрым делам и не совершает греха, получает свободу от страданий, а кто щедр к достойным почитания, свободен от уничтожения благодаря своей щедрости к достойным почитания. (ДК 9.39.29)

 

О награде, уготованной для праведников, Владыка бытия Мудрость сказал: «Это награда, которой Я обладаю, которая была, которая есть и которая будет» (ДК 9.39.30). Возрожденному и преображенному миру не будет конца!

 

Рефрен

Желанное тому, кому желанно (желанное) для каждого,

Вольновластвующий Мудрость Владыка бытия подаст.

Я желаю придти силе с вечностью,

Чтобы была поддержана Порядком. Да подашь ты это, о Скромная Щедрость — Благочестие:

Награды богатства, жизнь Благого Помысла

 

Порядок Благой есть Наилучшее,

Это Блаженство, Блаженство тому,

Чей порядок ради Наилучшего Порядка.

 

Главу «Пророческий путь Пророка и обращение царя Виштаспы» мы почитаем.

Гимн Блаженства праведный, образ Порядка мы почитаем.

Сборник Гимна Блаженства мы почитаем.

 

И так мы почитаем тех мужей и тех жен из сущих, чью благость в почитании Владыка бытия Мудрость познал от Порядка.

Конец Гимна Блаженства

Предыдущее Гимн Блаженства. Глава 45. Провозглашение истин откровения :: Следующая Гимн Святого Духа. Глава 47. Святой Дух Владыки бытия Мудрости

Поделиться