Гимн молитвы «Как Господин бытия достойный…»
Вступление
Приносящие благой помысел, приносящие благое слово, приносящие благое дело – Праведного Пророка Гимны – да примут Бессмертные Святые!
Поклон вам, Праведные Гимны!
КОММЕНТАРИЙ: В Денкарде сказано: Первая глава «Моление Владыке бытия Мудрости» посвящена благодати и праведности Зартошта [Пророка], (возникшей) благодаря благодетельности его помыслов, слов и деяний (ДК 9:28:1). Триада благих мыслей, речей и дел лежит в основе этического учения Благого Внутреннего Видения. Благие помыслы, благие слова и благие деяния Праведного Заратуштры [Пророка] запечатлены в его Гатах [Гимнах], посвященных Бессмертным Святым (Амешаспентам) – в них обретение их высочайшей благодати.
Этим посвящением открывается вступительная глава Гат [Гимнов], в которой отражены молитва Зартошта [Пророка], его праведность, его просьбы о благодтати и его речь, как она провозглашена в Авесте [Послании]. (ДК 9:50:2-3)
Стих 1
Я молю, протягивая руки в поклоне пред милостью Его —
Святого Духа — вначале с Порядком всех (вас), о Мудрость, делом,
Благодаря которому Ты удовлетворишь разум Благого Помысла и Душу Вселенной.
КОММЕНТАРИЙ: Первый стих главы повествует о первенстве Ормазда [Владыки бытия Мудрости], об актах почитания Его, — иначе говоря о первом обращении с молитвой к Ахура Мазда [Владыки бытия Мудрости]; о мысленном совершении почитания Язатов [достойных почитания] и обо всей благости почитания Язатов [достойных почитания] – в ответ язаты [достойные почитания] даруют милость, исходящую от Святого Духа, т.е. творческой силы Ахура Мазды [Владыки бытия Мудрости]; о превосходстве гостеприимства по отношению к праведному мужу, об установке огня и об установлении Благого Внутреннего Видения, об изначальном Разуме Создателя и об осмыслении каждой обязанности перед Его волей и творением; (ДК 9:28:1). Деяния почитания – это тот долг человека перед Создателем, благодаря совершению которого удовлетворяется разум Благого Помысла, т.е. воплощение согласно Его вечному Закону-Аше [Порядку] творческого замысла Творца, направленного на облагодетельствование живых творений, души которых олицетворяет Душа Коровы [Вселенной], вселенской кормилицы. Совершая деяния почитания и испрашивая творческой милости для мира, человек способствует процветанию мира.
Стих 2
Я тот, кто к вам приблизится с Благим Помыслом,
Чтобы мне дались двух миров: плотского и духовного
Обретения в согласии с Порядком, благодаря которым поддерживающих приводят к блаженству.
КОММЕНТАРИЙ: Сотворенный Ахура Маздой [Владыкой бытия Мудростью] мир двоичен: мир плотский составляет лишь одну его часть, которая вторична по отношению к миру духовному (букв. «мысленному»). В более поздних писаниях она называются соотвественно мир Гетиг и мир Меног. Тем не менее совершенный человек в молитве Создателю обретает дары обоих миров – в соответствии с законом гармонии и высшего порядка Аши [Порядка]. Эти дары – то, что приводит поддерживающего этот закон к благодати.
Стих 3
Я тот, кто вам с Порядком сплетает (песнь), как никогда прежде, и Помыслу Благому,
И Мудрости Владыке бытия – (тем), кому Волю неуничтожимую
Взрастит Благочестие. Придите на мой зов ради поддержки!
КОММЕНТАРИЙ: Молитва Заратуштры [Пророка], его зов о поддержке не имели подобия до него благодаря его Благочестию, т.е. полному принятию воли Ахура Мазды [Владыки бытия Мудрости] и подчинению себя вселенскому закону Аши [Порядка]. Благочестие Заратуштры [Пророка] и его последователей сплетает высшую Власть Ахура Мазды [Владыки бытия Мудрости] в мире.
Стих 4
Я тот, кто осмысливает душу ради Песни, здесь и сейчас, с Благим Помыслом,
Ведая награды Владыки бытия Мудрости за деяния.
Пока я в силе и способности, я буду (везде) взирать в поиске Порядка.
КОММЕНТАРИЙ: Согласно Денкарду Ахура Мазда [Владыка бытия Мудрость] изрек Заратуштре [Пророку]: «Ты достигнешь Гародманы (Дома Песни), о праведный Зартошт! Ты ведаешь о (наградах) за деяния, о Зартошт, которые были совершены ими (людьми) в плотском мире и которые они творят ныне. А Язаты позволили людям обретать силу добрых дел».(ДК 9:28:2) Гародмана («Дом Песни») – Высшая Обитель Творца, где царствует внеземная музыка гармонии. В мысленном сосредоточении молитвы пророк предчувствует эту обитель в своей душе. Истинный заратуштриец прекрасно осведомлен об этой награде верующим за их деяния по воплощению воли Господа в мире. Именно поэтому он устремляет свою энергию и способности на приведение мира в соответствии с этой волей, выраженной в Законе-Аше [Порядке].
Стих 5
О Порядок! Увижу ли тебя я, постигающий, и Помысел Благой,
И путь к Могущественнейшему Владыке – Послушанию Мудрости
Величайшей с такой молитвой: «Да обратим мы вредных тварей (своим) языком!»
КОММЕНТАРИЙ: Заратуштра [Пророк] учит продвижению дела Ормазда [Владыки бытия Мудрости] <…> Именно, тогда он видит трон Ормазда [Владыки бытия Мудрости]; потому что возможно увидеть этот трон благодаря продвижению воли Ормазда [Владыки бытия Мудрости] в мире (ДК 50.16). Величайший способ продвижения воли обладающего всеми могуществами (сава) Ахура Мазды [Владыки бытия Мудрости] – послушание (Сраоша). Именно продвигающий Благим Помыслом в мире Закон-Ашу, слушающий Его указания, удостаивается видения Ахура Мазды [Владыки бытия Мудрости]. Это послушание выражено в мантре, выражающей стремление заратуштрийцев – отвратить зло и обратить одержимых злом к пути к Ахура Мазде [Владыки бытия Мудрости].
Стих 6
Приди с Благим Помыслом! Даруй Порядком дар долгой жизни!
О Мудрость, согласно возвышенным словам – Пророку мощную поддержку
И нам, о Владыка, с помощью которой мы одолеем вражду враждебного!
КОММЕНТАРИЙ: Величайший враг всего благого, злобящийся на благие существа – злой дух – может быть одолен благодаря поддержке Ахура Мазды [Владыки бытия Мудрости].
Стих 7
Даруй с Порядком ту награду – обретение Благого Помысла!
Даруй, о Благочестие, царю Виштаспе мощь и мне!
Даруешь Ты, о Мудрость! Распорядись же о щедротах, о которых мы да услышим через вашу молитву!
КОММЕНТАРИЙ: В ответ на свое почитание Заратуштра [Пророк] ждет получения по Благочестию даров Благого Помысла, что во Власти Ахура Мазды [Владыки бытия Мудрости], для себя и царя Виштаспы – своего величайшего последователя.
Стих 8
О Наилучший! О наилучшем Тебя, единосущного с Наилучшим Порядком
Владыку, я страстно молю для мужа Фрашаоштры и для себя,
И (для тех), кого Ты наделишь этим на весь век Благого Помысла.
КОММЕНТАРИЙ: Ахура Мазда [Владыка бытия Мудрость] Всеблагостен и Всеблагодатен, Закон-Аша [Порядок] составляет Его неотъемлимую сущность – именно к нему обращены мольбы Заратуштры [Пророка] о наилучшей праведной жизни, исполненной Благого Помысла, для себя и другого его верного последователя Фрашаоштры.
Стих 9
Да не обидим мы вас, о Владыка Мудрость, и Порядок
И Помысел Благой, мы, что сподвиглись на вознесение восхвалений вам;
Вы (же) – быстрейшие, могучие и Воля над спасительными благами!
КОММЕНТАРИЙ: Действия человека не должны быть направлены на нарушение заветов Творца, выражающих его Закон и Благой Замысел. Обязанность его – восхваление Амешаспентов [Бессмертных Святых], быстрых на награду и распоряжающихся спасительным благом.
Стих 10
А кого Ты узнал согласно Порядку и Благому Помыслу как следующих законам,
Следующих правилам, о Мудрость Владыка бытия, исполни их желание достижениями!
Я же ведаю, (обращенные) к вам добронамеренные полные любви слова не пусты для вас.
КОММЕНТАРИЙ: О восхвалении Зартошта [Пророка] (сказано) так: «Ты не будешь отвергнут нам ни в жизни, ни в просьбе, ни в открытом провозглашении Внутреннего Видения другим, ни в чем-либо еще, о Спитаман, нами, Амешаспентами [Бессмертными Святыми].(ДК 9:28:6) Тот, кто в согласии с Ашей [Порядком] и Благим Помыслом следует законам (дата) и высочайшим образцам (рату). Дарованным Ахура Маздой [Владыкой бытия Мудростью], не будет отвергнут, Амешаспенты [Бессмертные Святые] примут его восхваление, полное любви и удволетворят его благочестивые желания.
Стих 11
Ты, который благодаря им оберегаешь Порядок и Благой Помысел вовеки,
О Мудрость Владыка бытия, научи меня изрекать от твоего
Духа – твоими устами (слова), благодаря которым настанет Первобытие.
КОММЕНТАРИЙ: Ахура Мазда [Владыка бытия Мудрость] сказал: «Подобным образом ты сведущ и ты познал это, о праведный Зартошт [Пророк], мудростью моего разума, то, что было Первым бытием, и что также наступит в Последнем». (ДК 9.28.8). Благодаря добронамеренной любви к Ахура Мазде [Владыке бытия Мудрости] в мире оберегаются Аша [Порядок] и Благой Помысел. Познавший это изрекает устами Святого Духа слова, благодаря которым восстановится Первый мир, сотворенный Ахура Маздой [Владыкой бытия Мудростью] – без нападения, без противодейчствия, без зла и разрушения. Это случится в конце времен.
Припев
Я молю, протягивая руки в поклоне пред милостью Его —
Святого Духа — вначале с Порядком всех (вас), о Мудрость, деянием,
Благодаря которому Ты удовлетворишь разум Благого Помысла и Душу Вселенной.
Как Господин Бытия достойный,
Так и Образ в согласии с Порядком,
Воплощается Образ Благой Мысли
в делах Мудростью,
А Воля – Владыкой,
Которого поставят Пастырем над нуждающимися.
Порядок Благой есть Наилучшее,
Есть Блаженство, Блаженство тому,
Чей порядок в согласии с Наилучшим Порядком.
Моление Владыке бытия Мудрости мы почитаем.
И так мы почитаем тех мужей и тех жен из сущих, чью благость в почитании Владыки бытия Мудрость познал от Порядка.
Предыдущее Гимны :: Следующая Гимн молитвы «Как Господин бытия достойный…». Глава 29. Избрание Пророка Благим Помыслом