Семисвечник

Значимый символ и иудаизма, и христианства — семисвечник, или менора — имеет в этих религиях довольно изощренное объяснение. Это скорее загадка, эдакая эйнштейнова теория, для считывания которой нужно прибегать к серьёзному мысленному усилию. И это удивительно, учитывая роль семисвечника, как знака. Если же попробовать копнуть глубже, то ответов не найдётся вовсе. Почему это именно подсвечник, а не просто знак, фигура, вроде креста, треугольника с глазом или шестиконечной звезды? Почему подсвечник именно в семь (а в иудаизме ещё и другой вариант, в девять) рожков, а не в три, число не менее магическое, или десять?

Случается, иногда какие-то истины являются настолько очевидными для всех, что их суть уже не раскрывается вслух, так как они однозначно понимаемы всеми, кто знаком с контекстом. Но в какой-то момент может случиться так, что в годы лихолетий, когда количество носителей знания резко сокращается или просто, эволюционно, со сменой нескольких поколений, эта суть, не проговариваемая, но само собой подразумеваемая всеми, вдруг теряется, оставляет людей лишь с половиной формулы, половиной ключа, и замка ею уже не отпереть.

Это похоже на русские пословицы, многие из которых имели продолжение, настолько привычное, что сначала оно естественно подразумевалось, не проговариваясь вслух, но потом вдруг в какой-то момент оказалось утраченным. Сделав из ларчика с ценной мудростью просто красивую коробочку, к внутренностям которой уже не подступиться.

И вот эти строки из Библии кажутся какой-то загадочной нумерологией: «так говорит Имеющий семь духов Божиих» Откр. 4.1 и «и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» откр. 4.5.

Творец в Почитании Мудрости это добро, благо, свет. Свет нескольких лучей:
— Мудрость;
— Благой Помысел;
— Истина, Порядок как Закон Истины;
— Власть добродетельная, Воля;
— Благочестие: Скромность и Щедрость;
— Целостность;
— Бессмертие.
Творец это свет этих лучей, этих духов, «Бессмертных Святых». Их перечисление проходит Авесту насквозь, повторяясь бессчётное число раз, с вариациями в названиях, лишь полнее отражающих их суть, и, в некоторых стихах, с добавлением ещё двух духов. И при всех этих перечислениях нигде не подчёркивается, что этих лучей именно семь (девять), потому что здесь не количество первично, первична не форма, а содержание, первично что это, а не сколько этого.

И иудейская менора, и православный семисвечник уже совсем по-иному смотрятся в этом свете.

Поделиться

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о