Монотеизм или политеизм зороастризма?

Распространено мнение, что зороастризм не является истинным монотеизмом. В силу своей глубокой древности, зороастризм, якобы, является переходной формой от политеизма к монотеизму, и, наряду с провозглашением Единого Творца имеет и пантеон множества идолов.

Такой взгляд на деле может возникнуть лишь при поверхностном знакомстве с переводом Авесты, изобилующим терминами-кальками, не переведёнными с авестийского. За Ашами, Митрами и Сраошами, с которыми Авеста ведёт диалог, похожий на её же диалог с Ахурой Маздой — Творцом — действительно чудятся идолы политеизма.

Воспользовавшись же переводом этих имён, с удивлением обнаруживаешь за ними не идолов вовсе, но обиходные понятия, употребляемые ежедневно каждым из нас, включая атеистов даже. И иллюзия противоречия от наличия в тексте неких дополнительных идолов наравне с Творцом при полном переводе полностью рассеивается.

Что же сбивает с толку? Что за сущности присутствуют в Авесте помимо Творца — Владыки бытия Мудрости? Что заставляет предполагать политеизм зороастризма?

Во-первых, семь Бессмертных Святых. Однако, Авеста однозначно говорит о том, что Бессмертные Святые являются эманациями Творца, его составными частями, подобно составляющим единый луч белого света разным цветам спектра. Это Мудрость, Благой Помысел, Истина, Воля, Скромность в сочетании с щедростью, Целостность, Бессмертие. Всё это не отдельные идолы, но семь проявлений Творца в нашем мире. Развивая эти качества в себе, человек, по традиции почитания Мудрости, приближается к Творцу.

Указан и способ, как это делать, и это второй набор «персонажей» якобы пантеона зороастризма, зороастрийская («ветхозаветная») Троица: Добрые мысли, Добрые слова, Добрые дела. Опять же, и здесь не находится никаких метафизических сущностей, но лишь средства достижения единения с Творцом.

Третье, это, конечно, Порядок — единый закон добра, придуманный и воплощённый Творцом, закон, по которому устроено и функционирует всё бытие. Порядок, безусловно, почитается культом зороастризма, но чтобы увидеть в Порядке идола, нужно иметь неплохую фантазию.

Далее идут почитаемые Посланием Образы Порядка, перечисляемые в переводе так же по их авестийским именам, что опять создаёт впечатление неких олицетворённых сущностей. При переводе же на русский с удивлением видишь за этими «идолами» с трудновыговариваемыми именами вроде Аивисрутрима Аибигае просто временные отрезки: рассвет, полдень, весну, лето, время растущего или убывающего месяца и так далее. Опять же, ничего даже близкого к политеизму. Любой здоровый, не отягощённый внутренними психологическими конфликтами современный человек, неважно, христианин он или атеист, так же с радостью встречает рассвет нового дня или приход весны после долгой зимы, как предписывает делать это Авеста. Не удивительна ли эта естественность предписаний зороастризма?

Далее — авестийские язаты. В переводе с авестийского язат — «достойный почитания». Забавно уже то, что этот термин, переводимый на русский существительным, в авестийском является прилагательным. Может здесь удастся найти персонажей «пантеона»? Но здесь, с переводом на русский, с удивлением видишь лишь социальные явления или моральные категории, к которым, так же, как и Авеста, взывают и атеисты, и буддисты, и христиане, да и вообще любые люди в своей повседневности. Это явления духовного мира: справедливость, вера, взаимовыручка, изобилие, победа а также сущности мира физического, то, без чего тело человека не может существовать в мире физическом: вода, огонь, солнце, ветер, скот и так далее. Эти явления безусловно почитаются Посланием, но всюду в Послании оговаривается, что это — лишь производные Порядка, заведённого Творцом. Есть ли в требовании почтительного отношения к справедливости или, к примеру, к воде или земле признаки политеизма? Или эти религиозные правила, провозглашённые Авестой тысячелетия назад, больше ближе к общечеловеческим нормам и стремлениям, крайне актуальным и сегодня, в XXI веке?

Есть ли в зороастризме хоть капля политеизма? На мой взгляд, нисколько. Авеста абсолютно последовательно монотеистична, более монотеистична, чем иудаизм с его оппозицией иудейского Господа таковым прочих народов и чем христианство, с его триединством христианского демиурга.

Поделиться